Полезные новости и статьи
на вашей почте один раз в неделю

Без спама. В любой момент вы можете отписаться от рассылки.

Налоговое законодательство: что нового нас ждет в 2016 году?

А. Гусев, редактор журнала «Ревизии и проверки

финансово-хозяйственной деятельности государственных

(муниципальных) учреждений», к. п. н.

Наверное, не найдется ни одного нормативного акта, в который с такой частотой и периодичностью вносились бы те или иные поправки, как в Налоговый кодекс. В данном обзоре мы приведем основные изменения в налоговом законодательстве, которые вступают в силу в новом году и могут повлиять на деятельность государственных (муниципальных) учреждений.

Налог на доходы физических лиц

Сроки перечисления налога. Начиная с 01.01.2016 устанавливается единый срок перечисления в бюджетную систему РФ налоговым агентом — работодателем сумм удержанного им НДФЛ в отношении выплат своим работникам социальных пособий и отпускных. Согласно новой редакции п. 6 ст. 226 НК РФ учреждения обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня, следующего за днем выплаты налогоплательщику дохода. С указанной даты при выплате налогоплательщику доходов в виде пособий по временной нетрудоспособности (включая пособие по уходу за больным ребенком) и в виде оплаты отпусков налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее последнего числа месяца, в котором производились такие выплаты.

Порядок определения даты фактического получения дохода. Напомним, что под датой получения дохода понимается дата, на которую доход признается фактически полученным для целей включения его в базу по НДФЛ. Дата фактического получения дохода теперь будет определяться как (если иное не предусмотрено п. 2 — 5 ст. 223НК РФ):

  • день выплаты дохода, в том числе перечисления дохода на счета налогоплательщика в банках либо по его поручению на счета третьих лиц, при получении доходов в денежной форме;
  • день передачи доходов в натуральной форме — при получении доходов в натуральной форме;
  • день приобретения товаров (работ, услуг), приобретения ценных бумаг при получении доходов в виде материальной выгоды. Если оплата приобретенных ценных бумаг производится после перехода к налогоплательщику права собственности на эти ценные бумаги, дата фактического получения дохода определяется как день совершения соответствующего платежа в оплату стоимости приобретенных ценных бумаг;
  • день зачета встречных однородных требований;
  • день списания в установленном порядке безнадежного долга с баланса организации;
  • последний день месяца, в котором утвержден авансовый отчет после возвращения работника из командировки;
  • последний день каждого месяца в течение срока, на который были предоставлены заемные (кредитные) средства, при получении дохода в виде материальной выгоды, полученной от экономии на процентах при получении заемных (кредитных) средств.

Сообщение о невозможности удержать налог. Исчисленную сумму налога учреждение обязано удержать непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате. Удержание у налогоплательщика начисленной суммы налога производится за счет любых денежных средств, выплачиваемых учреждением налогоплательщику, при фактической выплате указанных денежных средств налогоплательщику либо по его поручению третьим лицам. При этом удерживаемая сумма налога не может превышать 50%.

Начиная с 01.01.2016 при выплате налогоплательщику дохода в натуральной форме или получении налогоплательщиком дохода в виде материальной выгоды удержание исчисленной суммы налога производится учреждением за счет любых доходов, выплачиваемых налогоплательщику в денежной форме. Удерживаемая сумма налога не может превышать 50% суммы выплачиваемого дохода в денежной форме.

При невозможности удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога учреждение обязано в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог и о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога. В настоящее время учреждение должно сообщить о таком факте не позднее 31 января года, следующего за отчетным (налоговым) периодом.

Иными словами, налоговый агент обязан сообщить о невозможности удержания налога на доходы физических лиц за налоговый период 2015 года не позднее 01.03.2016. Напомним, что форма такого сообщения и порядок его представления в налоговый орган утверждены Приказом ФНС РФ от 16.09.2011 № ММВ-7-3/576@.

Необходимо отметить, что учреждения, имеющие обособленные подразделения, которые состоят в налоговом органе на учете по месту осуществления деятельности в связи с применением системы налогообложения в виде ЕНВД для отдельных видов деятельности, сообщают о суммах дохода, с которого не удержан налог, и о сумме неудержанного налога в порядке, аналогичном порядку, предусмотренному п. 2 ст. 230 НК РФ.

В соответствии с п. 7 ст. 226 НК РФ совокупная сумма налога, исчисленная и удержанная у налогоплательщика, в отношении которого он признается источником дохода, уплачивается в бюджет по месту учета учреждения в налоговом органе. Учреждения, имеющие обособленные подразделения, обязаны перечислять исчисленные и удержанные суммы налога в бюджет как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по месту нахождения обособленного подразделения, определяется исходя из суммы дохода, подлежащего налогообложению, начисляемого и выплачиваемого работникам этих обособленных подразделений. Согласно новой редакции данной нормы, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по месту нахождения обособленного подразделения, определяется исходя из суммы дохода, подлежащего налогообложению, начисляемого и выплачиваемого физическим лицам по договорам, заключенным с этими обособленными подразделениями.

Отчетность налоговых агентов. С 01.01.2016 вводится обязанность государственных (муниципальных) учреждений (как налоговых агентов) по ежеквартальному представлению в налоговый орган расчета сумм НДФЛ, исчисленных и удержанных налоговым агентом. Так, согласно новой редакции ч. 2 ст. 230 НК РФ учреждения будут обязаны представлять в налоговый орган по месту своего учета:

  • документ, содержащий сведения о доходах физических лиц истекшего налогового периода и суммах налога, исчисленного, удержанного и перечисленного в бюджетную систему РФ за этот налоговый период по каждому физическому лицу, ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, по форме, форматам и в порядке, которые будут утверждены ФНС, если иное не предусмотрено п. 4 ст. 230 НК РФ. В настоящее время действует форма, установленная Приказом ФНС РФ от 17.11.2010 № ММВ-7-3/611@ «Об утверждении формы сведений о доходах физических лиц и рекомендаций по ее заполнению, формата сведений о доходах физических лиц в электронном виде, справочников»;
  • расчет сумм НДФЛ, исчисленных и удержанных бюджетным учреждением, за I квартал, полугодие, девять месяцев — не позднее последнего дня месяца, следующего за соответствующим периодом, за год — не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, по форме, форматам и в порядке, которые утверждены Приказом ФНС РФ от 14.10.2015 № ММВ-7-11/450@ «Об утверждении формы расчета сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом (форма 6-НДФЛ), порядок ее заполнения и представления, а также формата представления расчета сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом, в электронной форме».

Указанные расчет и документы, содержащие сведения о доходах физических лиц за истекший налоговый период, должны будут представляться в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления документа налоговым органом через личный кабинет налогоплательщика датой его получения считается день, следующий за днем размещения документа в личном кабинете налогоплательщика. При численности работников учреждения до 25 человек названные сведения и расчет сумм налога можно будет представлять на бумажных носителях. Напомним, что в 2015 году для подачи формы 2-НДФЛ на бумажном носителе действует лимит по числу физических лиц, получивших доход за год, — до 10 человек.

Также необходимо отметить, что в случае, если у учреждения есть обособленные подразделения, представлять вышеуказанные сведения и документы в отношении физических лиц, получивших доходы от этих обособленных подразделений, необходимо в налоговый орган по месту нахождения обособленных подразделений.

Налоговая ответственность учреждений как налоговых агентов по НДФЛ. С 01.01.2016 вступает в силу ч. 1.2 ст. 126 НК РФ, согласно которой непредставление налоговым агентом в установленный срок расчета сумм НДФЛ, исчисленных и удержанных налоговым агентом, в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа с налогового агента в размере 1 000 руб. за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления.

Напомним, что в настоящее время в силу ч. 1 ст. 126 НК РФ непредставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных данным кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах, если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, влечет взыскание штрафа в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ.

Кроме того, вводится ответственность за представление налоговыми агентами в налоговый орган недостоверных расчетов сумм НДФЛ, исчисленных и удержанных налоговым агентом и (или) сведений о доходах физических лиц истекшего налогового периода и суммах исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему РФ налогов, необходимых для осуществления налогового контроля.

Согласно введенной в ст. 126.1 НК РФ норме представление налоговым агентом налоговому органу документов, предусмотренных названным кодексом, содержащих недостоверные сведения, влечет взыскание штрафа в размере 500 руб. за каждый представленный документ, содержащий недостоверные сведения.

В силу ч. 2 указанной статьи налоговый агент освобождается от ответственности, предусмотренной этой статьей, если он самостоятельно выявил ошибки и представил налоговому органу уточненные документы до момента, когда узнал об обнаружении налоговым органом недостоверности содержащихся в представленных им документах сведений.

Помимо наложения санкций за несвоевременную подачу налоговой декларации, налоговые органы могут приостановить операции на счетах организации в банке и переводы электронных денежных средств в порядке, определенном ст. 76 НК РФ.

Кроме того, ст. 76 НК РФ дополнена новой ч. 3.2, согласно которой решение налогового органа о приостановлении операций налогового агента по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств также принимается руководителем (заместителем руководителя) налогового органа в случае непредставления указанным налоговым агентом расчета сумм НДФЛ, исчисленных и удержанных налоговым агентом, в налоговый орган в течение 10 дней по истечении установленного срока представления названного расчета.

В этой ситуации решение налогового органа о приостановлении операций налогового агента по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств отменяется решением названного налогового органа не позднее одного дня, следующего за днем представления данным налоговым агентом расчета сумм НДФЛ, исчисленных и удержанных налоговым агентом.

Налоговые вычеты. С 01.01.2016 социальные налоговые вычеты, поименованные в п. 1 ст. 219 НК РФ, могут быть предоставлены налогоплательщику до окончания налогового периода при его обращении с письменным заявлением к работодателю (налоговому агенту) при условии представления налогоплательщиком налоговому агенту подтверждения права налогоплательщика на получение социальных налоговых вычетов, выданного налогоплательщику налоговым органом по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Право на получение налогоплательщиком указанных социальных налоговых вычетов должно быть подтверждено налоговым органом в срок, не превышающий 30 календарных дней со дня подачи налогоплательщиком в налоговый орган письменного заявления и документов, подтверждающих право на получение названных социальных налоговых вычетов.

Социальные налоговые вычеты, поименованные в пп. 2 и 3 п. 1 ст. 219 НК РФ, предоставляются налогоплательщику налоговым агентом начиная с месяца, в котором налогоплательщик обратился к налоговому агенту за их получением.

В случае если после обращения налогоплательщика в установленном порядке к налоговому агенту за получением социальных налоговых вычетов, предусмотренных пп. 2 и 3 п. 1 ст. 219 НК РФ, налоговый агент удержал налог без учета социальных налоговых вычетов, сумма излишне удержанного после получения письменного заявления налогоплательщика налога подлежит возврату налогоплательщику в порядке, установленном ст. 231 НК РФ.

Если по итогам налогового периода сумма дохода налогоплательщика, полученного у налогового агента, оказалась меньше суммы социальных налоговых вычетов, определенной в соответствии с пп. 2 и 3 п. 1 ст. 219 НК РФ, налогоплательщик имеет право на получение социальных налоговых вычетов в налоговом органе.

Социальные налоговые вычеты, предусмотренные пп. 4 и 5 п. 1 ст. 219 НК РФ, могут быть предоставлены налогоплательщику до окончания налогового периода при его обращении к налоговому агенту при условии документального подтверждения расходов налогоплательщика и при условии, что взносы по договору (договорам) негосударственного пенсионного обеспечения, по договору (договорам) добровольного пенсионного страхования, по договору (договорам) добровольного страхования жизни (если такие договоры заключаются на срок не менее пяти лет) и (или) дополнительные страховые взносы на накопительную пенсию удерживались из выплат в пользу налогоплательщика и перечислялись в соответствующие фонды и (или) страховые организации работодателем.

Социальные налоговые вычеты, предусмотренные пп. 2 — 5 п. 1 ст. 219 НК РФ (за исключением расходов на обучение детей налогоплательщика и расходов на дорогостоящее лечение), предоставляются в размере фактически произведенных расходов, но в совокупности не более 120 000 руб. за налоговый период.

В случае наличия у налогоплательщика в течение одного налогового периода расходов на обучение, медицинские услуги, расходов по договору (договорам) негосударственного пенсионного обеспечения, по договору (договорам) добровольного пенсионного страхования, по договору (договорам) добровольного страхования жизни (если такие договоры заключаются на срок не менее пяти лет) и (или) по уплате дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию в соответствии с Федеральным законом от 30.04.2008 № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» налогоплательщик самостоятельно, в том числе при обращении к налоговому агенту, выбирает, какие виды расходов и в каких суммах учитываются в пределах максимальной величины социального налогового вычета (120 000 руб.).

Также следует отметить, что Федеральным законом от 29.11.2014 № 382-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» нормы НК РФ дополнены новой ст. 217.1 «Особенности освобождения от налогообложения доходов от продажи объектов недвижимого имущества» и внесен ряд изменений в другие статьи гл. 23. В частности, в соответствии с новой редакцией п. 17.1 ст. 217 не подлежат обложению НДФЛ доходы, получаемые физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами РФ, за соответствующий налоговый период:

  • от продажи объектов недвижимого имущества, а также долей в указанном имуществе с учетом особенностей, установленных ст. 217.1 НК РФ;
  • от продажи иного имущества, находившегося в собственности налогоплательщика три года и более.

Напомним, что в силу действовавшей ранее редакции п. 17.1 ст. 217 НК РФ объекту недвижимости достаточно было находиться в собственности налогоплательщика три года и более, чтобы данная норма могла быть применена, а соответствующий доход полностью не облагался НДФЛ.
Согласно ч. 2 ст. 217.1 НК РФ доходы, получаемые налогоплательщиком от продажи объекта недвижимого имущества, освобождаются от налогообложения при условии, что такой объект находился в собственности налогоплательщика в течение минимального предельного срока владения объектом недвижимого имущества и более.

Минимальный предельный срок владения объектом недвижимого имущества составляет три года для объектов недвижимого имущества, в отношении которых соблюдается хотя бы одно из следующих условий:

  • право собственности на объект недвижимого имущества получено налогоплательщиком в порядке наследования или по договору дарения от физического лица, признаваемого членом семьи и (или) близким родственником этого налогоплательщика в соответствии с Семейным кодексом. Заметим, что исходя из ст. 2 и 14 СК РФ под близкими родственниками понимаются родственники по прямой восходящей и нисходящей линиям (родители и дети, дедушки, бабушки и внуки), полнородные и неполнородные (имеющие общих отца или мать) братья и сестры, а под членами семьи — супруги, родители и дети (усыновители и усыновленные);
  • право собственности на объект недвижимого имущества получено налогоплательщиком в результате приватизации;
  • право собственности на объект недвижимого имущества получено налогоплательщиком — плательщиком ренты в результате передачи имущества по договору пожизненного содержания с иждивением.

В остальных случаях минимальный предельный срок владения объектом недвижимого имущества составляет 5 лет.

Если доходы налогоплательщика от продажи объекта недвижимого имущества меньше, чем кадастровая стоимость названного объекта по состоянию на 1 января года, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственности на продаваемый объект недвижимого имущества, умноженная на понижающий коэффициент 0,7, в целях обложения налогом доходы налогоплательщика от продажи обозначенного объекта принимаются равными кадастровой стоимости этого объекта по состоянию на 1 января года, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственности на соответствующий объект недвижимого имущества, умноженной на понижающий коэффициент 0,7.

В случае если кадастровая стоимость объекта недвижимого имущества не определена по состоянию на 1 января года, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственности на указанный объект, приведенные положения не применяются.

При этом законом субъекта РФ для всех или отдельных категорий налогоплательщиков и (или) объектов недвижимого имущества могут быть уменьшены вплоть до нуля:

  • минимальный предельный срок владения объектом недвижимого имущества;
  • размер понижающего коэффициента.

Налог на прибыль

Амортизируемое имущество. Начиная с 2015 года из состава амортизируемого имущества перестали исключаться основные средства, переданные в безвозмездное пользование органам государственной власти и управления и органам местного самоуправления, государственным и муниципальным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям в случаях, когда обязанность налогоплательщика по передаче имущества в безвозмездное пользование установлена законодательством РФ. Кроме того, разрешено начислять амортизацию на реконструируемое (модернизируемое) основное средство, если оно участвует в деятельности, направленной на получение дохода. При этом не существует никаких ограничений, то есть амортизация может начисляться в отношении всего основного средства, без деления его на действующий и недействующий инвентарные объекты.

Следует отметить, что с 01.01.2016 увеличивается значение первоначальной стоимости имущества, вводимого в эксплуатацию с указанной даты, для отнесения его к составу амортизируемого. Начиная с обозначенной даты амортизируемым имуществом будет признаваться имущество с первоначальной стоимостью свыше 100 000 руб. Соответствующие изменения внесены в п. 1 ст. 256 НК РФ. Аналогичный критерий будет использоваться при отнесении имущества к основным средствам (п. 1 ст. 257 НК РФ). Напомним, что в настоящее время к амортизируемому имуществу, основным средствам относятся (при соблюдении иных предусмотренных гл. 25 НК РФ условий) объекты, первоначальная стоимость которых превышает 40 000 руб.

Налоговая ставка 0%. Федеральным законом от 02.05.2015 № 110-ФЗ «О внесении изменений в статью 284.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» начиная с 01.01.2016 предлагается включить доходы организаций, осуществляющих деятельность, по присмотру и уходу за детьми в размер доходов, учитываемых при применении ставки 0% по налогу на прибыль организаций. В настоящее время такая возможность налоговым законодательством не предусмотрена.

В заключение еще раз приведем наиболее значимые изменения, вступающие в силу в 2016 году, которые нужно учесть государственным (муниципальным) учреждениям:

  • расчет сумм НДФЛ, исчисленных и удержанных учреждением, нужно будет представлять в налоговый орган ежеквартально;
  • вводится ответственность налоговых агентов за непредставление (несвоевременное представление) в налоговый орган расчета сумм НДФЛ, исчисленных и удержанных налоговым агентом;
  • предусматривается возможность приостановления операций налогового агента по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств в случае непредставления расчета сумм НДФЛ, исчисленных и удержанных налоговым агентом в налоговый орган;
  • меняется порядок определения даты фактического получения дохода;
  • увеличивается значение первоначальной стоимости имущества, вводимого в эксплуатацию с указанной даты, для отнесения его к амортизируемому.

«Аюдар Инфо» специально для вас открыл доступ к некоторым материалам изданий.

Зайдите на страницу интересующего вас журнала на сайте www.audar-press.ru

Источник: ИД «Аюдар Инфо»

28 декабря 2015


Вернуться к списку статей